Powered by WordPress | Theme by yaroslaw | Valid XHTML 1.1 and CSS 3
  • Наука

  • Обезьяны Бонобо скоро догонят Человека

    Канзи, обезьяна, которая знает английский

    Обезьяны Бонобо — наиболее близкие к первобытному человеку («Люси», 3.5млн лет назад) по строению тела — приблизительно одинаковый размер мозга, часто используемое прямохождение (в природе), практически вертикальная осанка с легким наклоном вперед, использование рук при хотьбе для выполнения параллельных задач (переноска детей, сбор веток, поиск еды).

    А в лабораторных условиях… В лабораторных условиях эти обезьяны общаются с исследователями. На английском языке. Разговаривать не могут, вместо этого используют тач-скрин с картинками, которые при нажатии озвучиваются в какое-то слово. Канзи, первый бонобо в программе оперирует доской с 450 лексемами, при этом по мнению исследователей понимает (на слух) несколько тысяч слов, может учавствовать в осмысленном разговоре, выполнять сложные действия по просьбе экспериментаторов. На миниатюре, к примеру, он расшнуровывает ботинок Сью чтоб снять его по её просьбе.

    Кроме этого, он может оперировать эмоциями и «называть» их, помнит содержание предыдущих разговоров (когда ему ПО ТЕЛЕФОНУ девушка пообещала «сюрприз», увидев её вживую на вопрос о телефонном разговоре потребовал свой «сюрприз»:).

    Я посмотрел часовую версию фильма, снятую в 1993, когда Канзи было 13 лет и понимал он значительно меньше. И у меня было четкое ощущение, что он ведет себя как послушный ребенок-молчун. Он быстро освоил изготовление каменных орудий, при чем посмотрев как это делается, придумал свой способ (бросать камень, вместо того чтоб откалывать камень об камень в руках). В одном из роликов на ютубе Канзи играет на компе в пэкмена:)

    Сейчас Канзи 31, он общается с репортёрами Опры, а его сын Теко (недавно исполнился год) в памперсе играет в игрушки на iPad-е.

    Самое интересное, что Канзи впервые обнаружил языковые способности совершенно случайно, без обучения. Обучали его «приемную мать», рядом с которой он находился от рождения, и как-то раз, когда его матери рядом не было, в 6 месяцев (!!!) сам начал «разговор» с исследователями используя тач-скрин.

    Бонобо не могут говорить, структура рта и голосовых связок не позволяет воспроизводить звуки человеческой речи и долгое время исследователи думали что Канзи не говорит. Оказалось, плохо думали. Те звуки, которые он издает при нажатии кнопок «тач-скрина» оказались не просто звуками, а попытками иммитации человеческой речи, сильно скомканной и очень высокой, но тем не менее различимой, и Сью (которая с самого начала и занималась Канзи, а сейчас — главный исследователь программы с опытом работы с Бонобо более 40 лет) уже начинает различать и понимать «речь» Канзи.

    Еще примечательно то, что Канзи сейчас начинает воспринимать такое абстрактное искусство, как танец. Когда журналист Paul Raffaele, известный изучением первобытных культур, по просьбе Сью исполнил боевой танец Маори, другие обезьяны восприняли это как акт агрессии. Канзи, оставаясь спокойным, попросил Сью чтоб Пол повторил танец для него одного, чтоб не расстраивать других обезьян!

    У меня возникает впечатление что лет через 10-20, когда им наконец создадут нормальный речевой синтезатор и вырастет два-три поколения, бонобо будут первой не-человеческой «мыслящей» (с точки зрения человека разумного) рассой. А ведь лет 20 назад это было чистой воды фантастикой…

    По теме:
    Википедия о Канзи
    Плейлист на Youtube с полнометражным видео 1993 года
    Новые полнометражные видео (2009 год) (пока еще не смотрел)

    Среда, Сентябрь 7th, 2011 at 15:39 | 2 comments
    Categories: Интересное, Наука
    Tags:
  • OpenCourseWare

    Четверг, Апрель 2nd, 2009 at 16:03 | 1 comment
    Categories: Наука
    Tags:
  • TOEFL

    Дорогие друзья, кому приходилось сдавать TOEFL.
    Каким образом вы готовились? Я скачал около 5Гб разных курсов — на чем следует сосредоточиться?
    Уровень английского на данный момент — свободно понимаю письменную и усную речь, более-менее свободно говорю, но могут быть проблеммы с временами/грамматикой (давно не было практики «сложных» текстов и «хитрых» времен). Есть около месяца на подготовку, уделять могу в среднем по 4-5 часов в неделю (хватит ли?).

    Как лучше готовиться и как лучше протестировать себя на пригодность перед сдачей экзамена?

    Спасибо:)

    Вторник, Январь 27th, 2009 at 11:51 | 6 comments
    Categories: Наука
    Tags:
  • The Philosophy of Mind taught by: Professor John R. Searle

    Скачал вчера эти аудиолекции, прослушал первые две уже (по дороге вчера с работы и сегодня на работу).
    Прочитаны просто отлично, живой язык, хорошая дикция, приятный голос:) Лично мне — абсолютно все понятно (пока что и в языке, и собственно в философии:)) Лектор — просто офигенный.

    Рекомендую!

    “What is the nature of the human mind?” “How does the mind fit in as part of the physical world?” “Can the mind understand the mind?”

    Until we can answer questions such as these, we do not understand ourselves. In a way, these are the most important questions in contemporary intellectual life, because they naturally expand into questions such as “How do human beings fit into the physical universe?” “What is the relation of the social sciences and the natural sciences?” “Do we have freedom of the will?”

    Any discussion of these matters has to begin with the French philosopher Ren Descartes, who divided the world into two parts, mind and body. Much of the philosophy of the mind since Descartes has been an effort to put the two parts of the world back together again.

    Professor John Searle, one of the world’s most respected contemporary philosophers, takes us on a journey of philosophical wonder, difficulty, and understanding to try to explain the many issues raised in this field of philosophical inquiry.

    One of the most controversial questions discussed by Professor Searle is whether computers can think. This question is not as clear as it appears on the surface and Professor Searle clarifies it in such a way as to give us the possibility of a clear-cut answer.

    The issues raised by this course are the most central the mind can ask. It is a joy to have them explained and explored with so capable a guide.

    PS — смотрите комментарии, там плюшка:)

    Среда, Ноябрь 26th, 2008 at 14:18 | 2 comments
    Categories: Интересное, Наука
    Tags: , , ,
  • Musicophilia: Tales of Music and the Brain

    Вот такую книжку нашел на Амазоне:
    «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» by Oliver Sacks
    Очень рекомендую зайти по ссылочке и посмотреть видео (выковырять его со странички Амазона не удалось) — на видео автор рассказывает несколько историй, из многих описаных в книге.
    Я тут кратко изложу:)

    1) Известный музыкант и дирижер, после повреждения мозга получил амнезию, причем полную — отсутствует и постоянная и временная память, не запоминается даже то что происходило 10 секунд назад. Но, к величайшему удивлению его жены, у него полностью сохранились музыкальные способности — он мог и петь, и даже руководить хором! Музыка — это единственное, что держало его на плаву и не дало провалиться в глубину беспамятства.
    Читать дальше…

    Среда, Октябрь 22nd, 2008 at 18:02 | 4 comments
    Categories: Наука
    Tags:
  • Effects of vibroacoustic music on challenging behaviors in individuals with autism and developmental disabilities

    Effects of vibroacoustic music on challenging behaviors in individuals with autism and developmental disabilities

    Lars-Olov Lundqvist a,b,*, Gunilla Andersson a,c, Jane Viding a,c

    A B S T R A C T

    Vibroacousticmusic has been proposed to be an effective treatment for individuals with developmental disorders and challenging behaviors. The present study experimentally tested the effects of vibroacoustic music on self-injurious, stereotypical, and aggressive destructive behaviors in 20 individuals with autism spectrum disorders and developmental disabilities. The participants were randomized into two groups in a randomized controlled trial evaluation. The first group received 10–20 min sessions with vibroacoustic music treatment for 5 weeks. Then the second group received the same treatment during the next 5weeks. Behavior was assessed using the Behavior Problems Inventory in all participants before the treatment, after the first group had completed their treatment, and again after the second group had completed their treatment. In order to evaluate each session, the accompanying assistants assessed behavior on different scales after each session.
    In addition, the sessions were videotaped and analyzed minute by minute for challenging behaviors. The results revealed that vibroacoustic music reduced self-injurious, stereotypic, and
    aggressive destructive behaviors in the participants. In addition, the results indicated that the effect of vibroacoustic music was to some extent dependent on the participants’ diagnosis. Implications for vibroacoustic music theory and practice are discussed.

    Мои заметки:
    Читать дальше…

    Вторник, Октябрь 21st, 2008 at 15:55 | No comments
    Categories: Наука
    Tags: , , ,
TOP