Пока я тут ничего не писал, Фестиваль Обертоновой Музыки, который я организовываю совместно со своими коллегами из «Дзень» (то есть с Димой Матюхиным и Дашей Зубенко) вышел на финишную прямую. Регистрация открыта, готова программа и есть афиша концерта, который будет проходить в рамках фестиваля.
На концерт приглашаю всех, у нас будут гости из Австрии, России и Ирана (и музыканты из Киева, конечно:). Кроме чисто обертоновой музыки Дзень будет зажигать коломыйками, а Юрий Рубин из Москвы — своим Хэнг-Драмом, которым он очень виртуозно владеет.
Обезьяны Бонобо — наиболее близкие к первобытному человеку («Люси», 3.5млн лет назад) по строению тела — приблизительно одинаковый размер мозга, часто используемое прямохождение (в природе), практически вертикальная осанка с легким наклоном вперед, использование рук при хотьбе для выполнения параллельных задач (переноска детей, сбор веток, поиск еды).
А в лабораторных условиях… В лабораторных условиях эти обезьяны общаются с исследователями. На английском языке. Разговаривать не могут, вместо этого используют тач-скрин с картинками, которые при нажатии озвучиваются в какое-то слово. Канзи, первый бонобо в программе оперирует доской с 450 лексемами, при этом по мнению исследователей понимает (на слух) несколько тысяч слов, может учавствовать в осмысленном разговоре, выполнять сложные действия по просьбе экспериментаторов. На миниатюре, к примеру, он расшнуровывает ботинок Сью чтоб снять его по её просьбе.
Кроме этого, он может оперировать эмоциями и «называть» их, помнит содержание предыдущих разговоров (когда ему ПО ТЕЛЕФОНУ девушка пообещала «сюрприз», увидев её вживую на вопрос о телефонном разговоре потребовал свой «сюрприз»:).
Я посмотрел часовую версию фильма, снятую в 1993, когда Канзи было 13 лет и понимал он значительно меньше. И у меня было четкое ощущение, что он ведет себя как послушный ребенок-молчун. Он быстро освоил изготовление каменных орудий, при чем посмотрев как это делается, придумал свой способ (бросать камень, вместо того чтоб откалывать камень об камень в руках). В одном из роликов на ютубе Канзи играет на компе в пэкмена:)
Сейчас Канзи 31, он общается с репортёрами Опры, а его сын Теко (недавно исполнился год) в памперсе играет в игрушки на iPad-е.
Самое интересное, что Канзи впервые обнаружил языковые способности совершенно случайно, без обучения. Обучали его «приемную мать», рядом с которой он находился от рождения, и как-то раз, когда его матери рядом не было, в 6 месяцев (!!!) сам начал «разговор» с исследователями используя тач-скрин.
Бонобо не могут говорить, структура рта и голосовых связок не позволяет воспроизводить звуки человеческой речи и долгое время исследователи думали что Канзи не говорит. Оказалось, плохо думали. Те звуки, которые он издает при нажатии кнопок «тач-скрина» оказались не просто звуками, а попытками иммитации человеческой речи, сильно скомканной и очень высокой, но тем не менее различимой, и Сью (которая с самого начала и занималась Канзи, а сейчас — главный исследователь программы с опытом работы с Бонобо более 40 лет) уже начинает различать и понимать «речь» Канзи.
Еще примечательно то, что Канзи сейчас начинает воспринимать такое абстрактное искусство, как танец. Когда журналист Paul Raffaele, известный изучением первобытных культур, по просьбе Сью исполнил боевой танец Маори, другие обезьяны восприняли это как акт агрессии. Канзи, оставаясь спокойным, попросил Сью чтоб Пол повторил танец для него одного, чтоб не расстраивать других обезьян!
У меня возникает впечатление что лет через 10-20, когда им наконец создадут нормальный речевой синтезатор и вырастет два-три поколения, бонобо будут первой не-человеческой «мыслящей» (с точки зрения человека разумного) рассой. А ведь лет 20 назад это было чистой воды фантастикой…
Во Вроцлаве главное развлечение, которое я себе нашел — найти и сфотографировать наибольшее количество гномиков:) Я старался, бегал днем и ночью по городу и искал гномиков, спрашивал прохожих… Нашел много, но еще больше гномов осталось где-то там скрытые от моих глаз, спокойно живущие себе в городе гномов:)
Мы вчера с Димой встретили на Альфа-фесте Яна Бедермана и узнали, что сегодня в 19:00 в Киеве он выступает с концертом!
Музыка, которую создает Ян нам очень близка по духу, поэтому он пригласил меня и Диму поучаствовать в концерте в составе Оркестра Интуитивной Музыки:)
Пол года назад я уже играл с Яном, когда он в последний раз приезжал в Киев — и мне очень понравилось ЧТО и, главное, КАК мы делали:)
Поигрался я тут пару дней с этой игрушкой… Кто не в теме:
В общем вещь совершенно волшебная. «Тетрис для музыкантов»:)
В транспорте теперь заняты обе руки (раньше книжку держал в одной, одной можно было держаться за поручень:).
Попробовал его поиспользовать на занятии, в качестве лайв-аккомпанимента для диджериду — очень и очень неплохо! Музыка конечно при этом получается специфическая, но по факту — можно одной рукой управляться с этой штукой и делать достаточно интересные и сложные вещи, во время игры на дидже!
Теперь вот думаю как бы себе такую вещицу раздобыть не очень дорого:) Я и взял то поиграться на пару дней чтоб определиться — нужно ли это мне. Не знаю нужно ли, но очень хочется:)