Powered by WordPress | Theme by yaroslaw | Valid XHTML 1.1 and CSS 3
  • карманный сакс

    на выходных никуда не ехал, сидел дома и развлекался)
    сделал «карманный сакс») давняя задумка, нужно было сделать чтоб убедится что так как сделал, лучше не надо, наверное. Но возможно. Нужно думать как это сделать все таки так чтоб хорошо…
    Идея в том, что если в качестве «тела» инструмента взять трубку прямую, цилиндрическую, то как бы мы не прилаживали трость, мундштук от саксофона — получится КЛАРНЕТ. Те самые «pocket sax», «xaphoon» — с саксофоном ничего общего не имеют — по аккустическому принципу это кларнет. Саксофон должен иметь существенно конический (расширяющийся) канал и первый передув у него будет октава, а не дуодецима (как у кларнетов и зафунов).
    Конический канал скрутил из плотной мелованой бумаги (плакаты какие-то), на эпоксидной смоле. Смола должна была придать жесткость и устойчивость к влаге… Об этом потом.
    Бумагу намазал смолой, скрутил конус, оставил полимеризоваться. На трубу попытался насадить мундштук — не получилось, слишком большой диаметр… Удлинил конус в сторону сужения намотав там еще кусок плаката на эпоксидке, дал смоле застыть (это так, было сделано недели 2 назад все).
    в результате — конус, достаточно жесткий (не сжимается руками практически), подрезал чтоб был ровный. Надел мундштук, звук — как у саксофона:)
    Дальше задача — проделать дырок…
    Рассчитать как и где их делать — почти невозможно. Я делал так: с мундштуком, без дырок звучит как Си b, рассчитал параметры флютоматом как для 1см трубки, потом линейные размеры увеличил пропорционально тому что у меня получилось (отношение реального/рассчетному у меня вышло 1.8). Над размером дырок вообще колдовал, общее правило — дырки пропорциональны диаметру трубы в том месте где они находятся.

    Когда начал — не сверлить, прорезать скальпелем! — дырки, понял, что материал выбран неправильный. Во первых, местами бумага не проклеилась — очень жесткая, пригладить ее было очень трудно. Во вторых, даже если склеился верхний, мелованый слой — при разрезании расслаивалась сама бумага… убрать «бахрому» получалось весьма тяжело, с помощью бормашинки (зашлифовывая).
    Нижние отверстия попадали в настройку более-менее, размер практически совпадал с тем что должно было быть.
    А вот три верхние были явно неправильно расположены, их надо было явно выше (я при сверлении их поднял на 0.6-1см, и все равно — надо было еще выше). Видимо там нелинейный закон преобразования цилиндр-конус…:(
    Но худо-бедно 7 нот гаммы сыграл. А как же вторая октава?
    Простыми манипуляциями с тростью и дыханием, у меня очень редко получалось брать передув только на основной ноте. Просверлил октавное отверстие, маленькое (3мм) так чтоб удобно большим пальцем закрывать. Да, к слову, дырки получились порядков 16-18мм, закрывать их пальцами весьмааааааа напряжно (но получилось, как-то).
    Так вот, с этим октавным отверстием — я смог сыграть еще первые 3 ноты второй октавы. Мало. Это отверстие залепил воском, просверлил еще одно так высоко как только доставал большой палец (оно даже не снизу, а сбоку получилось). Еще одна нота второй октавы более-менее чисто и одна — завышена на пол тона (и с проблеммами берется). Итог — полторы октавы (Сиb — Миb), более менее уверенно, но с раком стоящими руками и пальцами проваливающимися в дырках. Да, и еще — это все чудо чудесно промокает по местам надрезов и срезов (верх-низ, отверстия, слои бумаги). Попробую пролакировать полностью, чтоб лак закрыл все «дырки» куда вода просачивается.

    Выводы:
    1) сделать сакс — возможно!!!
    2) материал нужно брать тот, который полностью пропитывается эпоксидной смолой — ткань (обычная или стекло), бумага акварельная или что-то такое. При этом ее саму по себе смотать не получится, нужно мотать на основу-конус (и тут как нельзя лучше подойдет наша мелованая бумага)
    3) идеальный, неусеченый конус имеет в два раза большую длину нежели цилиндр при той же основной частоте. Чем ближе к концу, тем больше конус похож на идеальный, чем ближе к мундштуку, тем дальше он от идеального и тем меньше параметр «удлинение». Как его рассчитать для меня пока что загадка… Экспериментировать разве что, накрутить конусов разной длины и замерить их частоты
    4) для экспериментов типа описаных в 3) эпоксидку использовать не имеет смысла, можно крутить из мелованой бумаги на суперклее — так будет быстро и результативно, для экспериментов-то.
    5) для того чтоб пальцы не проваливались и звук был нормальный, нужно делать меньшую конусность (и тогда возможны проблемы с настройкой второй октавы…). Да, кстати, размеры трубки — 50см, диаметр на мундштуке порядка 16мм, на раструбе — 45мм
    6) октавное отверстие нужно размещать как можно выше, чтоб играть две октавы, возможно потребуется клапан делать.

    Трубку покрашу, полакирую и попробую записать звук:)

    Понедельник, Август 11th, 2008 at 10:22
  • Понедельник, Август 11th, 2008 at 13:02 | #1

    А можно фото ?

  • Понедельник, Август 11th, 2008 at 13:37 | #2

    нет:) у меня фотоапарата нету:(
    как доделаю (покрашу-полакирую) — вытащу в люди, может кто-то и сфоткает:)

    но это так, как я уже написал — тестовый вариант. С другой стороны — технология достаточно проста для того чтоб ее повторить)

  • Понедельник, Август 11th, 2008 at 15:43 | #3

    Надо к те напросиццо на чай и на посмотреть на это все))))

  • Понедельник, Август 11th, 2008 at 17:56 | #4

    нет ничего проще:) (пока я не уехал, да:))

Leave a comment

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>
Используйте OpenID URL чтоб оставить комментарий. Если вы пользователь LiveJournal - URL должен быть вида http://user.livejournal.com

TOP